Статьи для вас

(41)

Мне было полезно бросить «старую» сетевую компанию и уйти во вновь созданную – я получил очень много…

01 сентября 2009 года

Сегодня первое сентября – День Знаний. Специально к Дню Знаний - эксклюзивное интервью успешного человека! «Мне было полезно бросить «старую» сетевую компанию и уйти во вновь созданную – я получил очень много»…

Мы пьем кофе в кабинете заместителя директора одного из ведущих институтов Украины. Мой собеседник – кандидат экономических наук, в самой ближайшей перспективе – доктор наук. По просьбе собеседника его имя изменено.

- Итак, Сергей Вениаминович, расскажите о своей истории.

- Я был дистрибьютором одной сетевой компании, - назовем ее «старой». Она в момент экономических потрясений 1990х годов, как и все компании на рынке СНГ, существенно сократила объемы реализации, начались задержки с выплатой денег, их предлагали выбирать «натурой», то есть продуктом компании.

- Как вы отнеслись к кризису в вашей компании?

- С пониманием. Я на тот момент уже получил первое высшее образование (по экономике) и прекрасно понимал, что такого опыта у нас в СССР раньше не было. Это нужно было пережить как этап в развитии новой экономической формации.

- Что побудило вас уйти из «старой» компании?

- Вы знаете, мой ответ, как экономиста, будет скорее всего не очень убедительным, но я все же отвечу. Я ушел за тем человеком, который меня привел в МЛМ вообще, и в «старую» компанию в частности.

- У вас не было опыта в других компаниях?

- Нет, было интересно в одной компании, в одной команде.

- Почему ваш спонсор решил уйти?

- Как я оцениваю сейчас, это были обиды, эмоции и амбиции. Но это не экономические категории, поэтому опыт такой, какой есть (улыбается).

- Расскажите о вашем уходе.

- Я просто собрал всех, кого лично пригласил в компанию, и сказал, что мой спонсор создает новую сетевую компанию, те, кто готов рискнуть своими деньгами, могут быть соучредителями, а остальные могут быть в числе первых дистрибьюторов. Кто готов – пошли за мной.

- Многие ушли?

- Нет. Я ожидал большего, но пошли всего 7 человек, они были активны как сетевики, молоды и энергичны. Они быстро начали вовлекать новых людей в новую компанию, - тогда в моде был лозунг «ты будешь самый первый».

- И что дальше?

- Самое интересное, что шанс завоевать рынок на тот момент у нас действительно был. В 1990х не было такого количества сетевых компаний, как сейчас, и население было просто «не окучено». Можно было выходить на рынок с любой идеей, с любым продуктом, главное было его правильно преподнести. Я долго смеялся, когда мне втюхивали какие-то космические звуки на диске «всего за сто долларов», или баночку росы с Тибета, и тоже за сотню… Но потребитель был простодушен, наивен и неискушен, на презентациях стояли очереди, чтобы только попасть на собеседование. Ездили за продуктом за тридевять земель и убивались в многодневных очередях, чтобы купить продукт!

- Судя по вашему рассказу, золотое было время для сетевых компаний?

- Просто они все еще только входили на наш рынок, они стихийно создавали эту отрасль. Согласитесь, создавать отрасль или откусывать куски от уже сложившегося рынка – это не одно и то же! Сейчас, при созданном рынке, вы должны на «пятерку с плюсом» выполнить как минимум пять условий, чтобы иметь шанс на успех. Предоставить конкурентоспособный по качеству и цене продукт, обеспечить его эксклюзивность, создать команду профессиональных менеджеров (работников компании), набрать активных дистрибьюторов и суметь это все «завести», то есть наладить бесперебойную работу. Успехом для вновь созданной компании сейчас можно считать, если через 5-10 лет вам удастся занять малую долю рынка, хотя бы пару процентов, - попросту говоря, «откусить» этот кусок пирога от тех, кто уже есть на рынке.

- Почему вы не учитываете особенность сетевых компаний – они быстро растут?

- Быстрый рост – это рост сбыта продукции. У «старой» компании есть финансовые возможности для того, чтобы расширять линейку продуктов и предлагать больший объем своего товара на рынке, - кроме роста числа дистрибьюторов, это еще требует финансовой состоятельности от самой компании. В ситуации экономического кризиса у сетевых компаний снижаются объемы реализации, и это снижает прибыльность компаний. У тех, кто уже укоренился, есть «подушка безопасности», они наверняка накопили какие-то средства «на черный день», а вот у вновь созданной компании этот самый «черный день» не имеет запаса средств, а наступить может в любой момент.

- Почему так мрачно?

- Например, есть такой риск, как колебание валют. Если вы предлагаете отечественную продукцию, такой проблемы нет, но есть проблема в том, что у нас в стране и продукта такого, как надо для сетевых компаний, пока нет. Импортируемый продукт при колебании курса гривны может внезапно подорожать в разы, а зарплату население получает гривнами.

- И как это скажется на компаниях?

- Так называемые «старые» могут безболезненно предложить систему поддержки дистрибьюторов за счет своей прибыли. А в новых компаниях прибыль появится, в лучшем случае, через пять- семь лет. Значит, требуются иные меры – удешевление продукта в ущерб качеству или вливание огромных средств без гарантий их возврата.

- Это означает…

- Что риск банкротства здесь очень высок. Известно, что 3- летний барьер не переживает более 90% новых компаний. Они не выживают по объективным причинам, даже не связанным с экономическим кризисом. Кризис добавляет к этим 90% еще процентов 6-8. Получается 97% риск, что новые компании разорятся раньше, чем через 3 года от их создания.

- Откуда такой риск?

- Допустим, вы нашли идеально работающую команду, вы нашли хороший продукт и у вас есть преданные дистрибьюторы. Это уже очень много. Но, к примеру, вас подвели по срокам поставки. Или поставили не то количество (качество) продукта, так тоже бывает. Или попросту «кинули» вас – например, в договоре прописали не все четко и ясно, остались лазейки, которые позволят вашим конкурентам получить аналогичный продукт, или попросту продавать его традиционным образом. Это убивает сетевой бизнес, а судебные тяжбы долги и дороги.

- А почему вы рассматриваете вариант посредничества? А если новая компания будет сама что-нибудь производить?

- «Что-нибудь» - это производство. Технологии, огромные требования к персоналу, чрезвычайно высокий порог входа в эту сферу, - инвестиции исчисляются миллионами евро, а гарантий преуспевания никаких. В период всемирного кризиса это не просто рискованно – это вообще нерационально.

- Остается посредничество: где-то товар взять, пустить в сеть, заплатить дистрибьюторам и сотрудникам, а остальное – прибыль?

- Весело считаете, с завидным оптимизмом. До прибыли еще нужны годы упорного труда. Если, конечно, предлагать реальный продукт, по конкурентной цене, а не космические звуки или росу с северной стороны Тибета, собранную до 4 часов утра.

- А что произошло с вашей новорожденной компанией?

- Она в итоге заняла очень маленький сегмент на рынке, и не как сетевая компания, а как традиционная. Доходы ее нынешних хозяев невелики даже по сравнению с их доходами в качестве сетевиков в 1990х в «старушке». Причины неуспеха я бы поделил на объективные и субъективные.

- А какие важнее?

- Все важны. Например, потеря огромной, я бы сказал – колоссальной - энергии на выяснение отношений со «старой» компанией. Возможно, это был такой метод – перетянуть к себе побольше народу. Мой спонсор, за которым я без оглядки пошел в новую компанию, потратил много усилий на доказательства, что «старушка» была несправедлива, непорядочна, не….

- А «старушка» огрызалась?

- Нет. В том-то и дело, что нет! Просто игнорировали мелочные выпады, а при прямых вопросах дистрибьюторов – что, как, - сдержанно отвечали, с фактами и доказательствами. А, по-моему, мы ушли сами, сделали свой выбор, и какие претензии? Ушли в светлое будущее.

- И как оно, светлое будущее?

- Лично мне пришлось пережить очень жесткий период личного выбора. С одной стороны, спонсор всегда прав. С другой стороны, те, на кого он нападал и просто лил грязь, оказались выше и достойнее его. Я оказался в ситуации между жерновами. Ушел из старой компании, пришел в новую, и понял, что команда плывет не туда, использует не те методы, которые мне нравятся.

- Вы могли вернуться?

- Наверное, мог бы. Но не вернулся.

- Почему?

- Честь и достоинство – это не слова. Это поступки. Если спонсор поступает нечестно, теряет лицо, выглядит недостойно, то мне с ним оставаться нельзя. Но и перебегать обратно тоже нельзя. Это вопрос ответственности за свой выбор. Люди, которые пошли за мной в новую компанию, остались без моей поддержки там. Те, кого я оставил в старой, тоже пережили кризис по причине моего ухода. Я не мог вернуться на старое место и не мог остаться на новом.

- И?

- Я, как колобок, и оттуда ушел, и отсюда ушел… Как ни парадоксально это звучит, но, возможно, мне было полезно бросить «старую» сетевую компанию и уйти во вновь созданную – я получил очень много. Было очень много терзаний, самообвинений, и я смог пережить этот период, когда сам расхлебываешь последствия своих решений. Это очень дорогой опыт, и он мой.

- Почему же вы все-таки считаете себя очень успешным человеком?

- А, знаете ли, успех – он же не только в МЛМ есть. Я не смог реализовать свой потенциал в сетевой компании, и это была крупная моральная и финансовая потеря, очень существенная для меня и моей семьи. Если бы я просто остался в старой компании, просто сохранил бы контракт, делал бы какие-то закупки, иногда бы приводил новичков, – я бы сегодня на мерседесе приехал, а не на метро.

- Так в чем же ваш успех?

- Я смог собраться, не раскиснуть и сделал себя сам. Смог прокормить семью, дать образование детям. Сейчас я руковожу интересным проектом, заведую отделом в известном институте, у меня очень солидные перспективы в карьере. Я известен как ученый, езжу туда же, куда ваши сетевики выезжают.

- Например?

- Научные конференции происходят в известных столицах мира. Меня приглашают, я 1-2 раза в году еду, докладываю…

- Скажите откровенно – вы не жалеете о том, что бросили «старушку»?

- (Смеется). Она не старушка! Компания динамично развивалась, за те годы, что я не в ней, туда столько знакомых попало… Половина института пользуется продукцией сетевых компаний, и многие – продуктами из «старушки».

- Вы не думали вернуться?

- Нет.

- Почему вы считаете, что вам надо было насовсем уйти из сетевого?

- Возможно, эти испытания сделали меня сильнее. Это были болезненные потери и очень дорогой – в буквальном смысле - жизненный опыт. В конце концов, мои работы по экономике и выступления были бы не опубликованы и не написаны, если бы я был обеспечен благодаря МЛМ. А так здоровое чувство голода вырастило из меня успешного ученого, смею вас уверить – с известным в мире именем. Так что – спасибо судьбе и за испытания.

- Вы рекомендуете такой путь другим?

- Нет. Это мой путь, а вы выбирайте свой.

- Это Высоцкий: «колея это только моя, выбирайтесь своей колеей»?

- Да.

- А что вы пожелаете подписчикам ЛИДЕРИНФО, - они же все причастны к МЛМ?

- Если можете остаться в одной компании 5, 10, 20 лет – это успех. Это значит, что вы правильно выбрали ее, а она – вас.

- Что значит «она – вас»?

- Это значит, что и вашей компании с вами тоже повезло. Она нашла достойных.

(Продолжение следует).